Главная | Регистрация | Вход | RSS Вторник, 25.07.2017, 05:36
АШКИ
Сайт учителя начальных классов Терёхиной Ирины Владимировны
Рубрики
Категории раздела
Методическая копилка [19]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
География гостей



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счётчик посещения с 26 июня 2010 года:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
pixel art
Друзья сайта
Нужна Ваша помощь
Благотворительность вместо сувениров!
Качество сайта
pixel art
Безопасность
SafeWeber.ru jAntivirus
Наш живой уголок
pixel art
Покорми хомячка! Щёлкни мышью по клетке!
Проверь слово!
Словари русского языка
www.gramota.ru
Новости
ИД "Первое сентября": Образование в СМИ

Каталог статей

Главная » Статьи » Учитель » Методическая копилка

Программа внеклассной работы по экологическому воспитанию младшего школьника

Программа внеклассной работы по экологическому воспитанию младшего школьника

 

Данная программа составлена на основе программы «ЭКОЛОГИЯ» А. Т. Зверева

(Программа для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев)

 

 

Пояснительная записка

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания младших школьников, все составляющие которой направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.

В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества. Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. 

 Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

 В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике: на предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

Формы экологического воспитания.

Их можно классифицировать на:

а) массовые,

б) групповые,

в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

 Индивидуальные формы предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

 Критерием эффективности групповых форм экологического воспитания являются достижения коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет всех членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности. Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

В данной программе приводится рекомендательный список практических занятий.

1 класс

ЭКОЛОГИЯ

   Что такое экология. Знакомство с местными растениями и их  сезонными изменениями. Зарисовки листьев, корней, крон деревьев. Знакомство с животным миром лесов, изучение мест обитания. Перелетные и зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Понятие о пищевых цепях. Знакомство с водной эрозией, загрязнением снега. Экологические игры. Личная гигиена.

 

     РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

   1. Экскурсии на пришкольный участок и близлежащую местность.

   2. Фенологические наблюдения.

   3. Сбор опавших листьев, семян и плодов.

   4. Знакомство с корневыми системами травянистых растений.

   5. Знакомство с окружающим животным миром.

   6. Знакомство с местными экологическими проблемами: эрозия почвенного покрова; загрязнение воды и воздуха (изучение загрязненного снежного покрова); захламленность территории и т. д.

   7. Посещение краеведческих и биологических музеев.

 

2 класс
ЭКОЛОГИЯ
   Понятие об экологии. Что изучает экология. Основные этапы развития природы. Связь живой и неживой природы.
 
 
Неживая природа
Неживая природа и ее значение
для человека
   Значение неживой природы для жизни на Земле. Солнце — источник жизни. Влияние солнца на здоровье человека. Использование энергии Солнца для получения электричества, для обогрева домов и для выращивания ранних овощей в парниках. Использование внутреннего тепла Земли. Жизнь минералов. Минералы и здоровье человека. Появление воздуха и воды на Земле. Понятие о круговороте воды в природе. Использование силы ветра. Использование энергии воды. Разрушительная деятельность воды и ветра. Закаливание организма человека воздухом и водой.
 
Живая природа
Экология растений
   Значение растений для жизни на Земле, для человека. Условия жизни растений. Лекарственные и ядовитые растения. Насекомые на службе растений. Защитники леса. Растения Красной книги. Лесные пожары, человек— главный виновник лесных пожаров. Растения Красной книги.
 
Грибы и лишайники
   Условия жизни грибов и лишайников. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы и лишайники Красной книги.
 
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
   1. Проведение опытов по влиянию воды и солнечного света на жизнь комнатных или специально посаженных растений.
   2. Знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра на природе, по книгам, рисункам, фотографиям.
   3. Составление рисунков кормушек и домиков для птиц.
   4. Изучение фотографий (рисунков) растений, грибов и лишайников Красной книги.
   5. Участие в работах по озеленению своего района и других природозащитных мероприятиях.
   6. Посещение краеведческих, биологических и минералогических музеев.
 
 
3 класс
ЭКОЛОГИЯ
Экология животных
   История развития животного мира: начало жизни на Земле; древнейшая жизнь на Земле; появление скелетных животных; первые позвоночные животные; первые обитатели суши; «век рыб», «век рептилий» и «век теплокровных» в истории животного мира. Чему учит нас история развития жизни на Земле. История взаимоотношения человека и диких животных. Одомашнивание животных. Взаимоотношения хищник-жертва, хозяин-паразит. Паразитические черви и человек. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Как животные защищаются. Значение органов чувств для животных. Язык и эмоции животных. Зависимость жизни диких животных от человека. Животные Красной книги. Зоопарки.
 
 
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
   1. Изучение условий жизни животных своего района.
   2. Изучение влияния человека на животных в своем районе.
   3. Изучение животных Красной книги по фотографиям, рисункам, на природе.
   4. Изготовление кормушек и домиков для птиц.
   5. Практические мероприятия по охране и помощи диким животным (устройство специальных мест для кормления травоядных животных в зимнее время, ограждение муравейников в местах выпаса скота и в лесах, населенных кабанами, подкормка лесных птиц в морозный период и т. д.).
   6. Посещение краеведческих, биологических и палеонтологических музеев и зоопарков.
 
 
4 класс  
ЭКОЛОГИЯ
Экология человека
   Происхождение и условия жизни первобытных людей. Образ жизни наших предков. Значение семьи, коллектива, дружбы, творческого труда в жизни человека. Сведения о научной гигиене. Рациональное питание. Кодекс здоровья. Спорт, туризм. Вредные привычки. Узнай себя. Стремление человека к красоте. Духовный мир человека.
 
Влияние человека на природу
   Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Деятельность человека по спасению природы. Заповедники и национальные парки. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы. Конституция РФ  о правах и обязанностях гражданина в деле защиты природы.
 
 
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
   1. Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям своего района.
   2. Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям своего района.
   3. Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем районе или на пришкольном участке.
   4. Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.
   5. Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.
   6. Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.
   7. Посещение музеев.

Категория: Методическая копилка | Добавил: И_Терёхина (18.01.2017)
Просмотров: 278 | Теги: Программа внеклассной работы по эко
Считаем деньки!
Осталось...
Для Вас, учителя!
Полезный совет
Дневник.ру
Приглашаю в группу
Участие школьников в конкурсах, олимпиадах, викторинах
Мои публикации
Мои публикации Каталог образовательных сайтов
Помоги природе!
Помогаем восстанавливать леса Все предложения товаров и услуг на Lokata.ru вместо бумажных каталогов
Новое на сайте

Статьи:

[21.01.2017][Методическая копилка]
Открытое внеурочное занятие по экологии "Кошки, собаки и мы" (0)
[18.01.2017][Методическая копилка]
Программа внеклассной работы по экологическому воспитанию младшего школьника (0)

Фотографии:

Время идёт
Наша кнопочка


Проголосуй за сайт
pixel art
Проголосуй за наш сайт Ашки
Прогноз погоды
Календарь

Сегодня:
Праздники России
Поздравляем!
Сайт в каталогах
Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Добавить url в каталог ссылок. Добавить url в белый каталог 495ru.ru, Доски объявлений, бесплатные объявления, дать объявление в интернет, подать объявление бесплатно GlavBoard.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Весь интернет в одном каталоге! Top-uCoz Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов Bi0 Яндекс.Метрика
Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Белый каталог сайтов Наш сайт в каталоге manyweb.ru Яндекс цитирования
ИНТЕРНЕТУРОК
InternetUrok.ru
Сайты для учителей
Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста 3500 разработок для учителя Интернет-государство учителей Методсовет Для детей и их родителей

Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей Все для оформления школы Учительский портал
Prezentacii.com - презентации на любые темы!
Поиск

Copyright Ashki.net.ru © 2017
Сайт управляется системой uCoz