Главная | Регистрация | Вход | RSS Среда, 21.10.2020, 01:49
АШКИ
Сайт учителя начальных классов Терёхиной Ирины Владимировны
Рубрики
Категории раздела
Методическая копилка [20]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
География гостей



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счётчик посещения с 26 июня 2010 года:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
pixel art
Друзья сайта
Нужна Ваша помощь
Благотворительность вместо сувениров!
ИД "Первое сентября": Образование в СМИ

Каталог статей

Главная » Статьи » Учитель » Методическая копилка

Тема: "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные"
Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. ПОРЯДКОВЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
(Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».)

Цели:
1.    Познакомить с именем числительным как частью речи.
2.    Дать понятие о порядковых и количественных числительных.
3.    Познакомить с обычаями празднования Масленицы.

Оформление доски:



- Как связаны между собой эти слова? Почему именно сегодня, на этой неделе можно часто их услышать? (Идёт масленичная неделя)
- Масленица – один из самых любимых, весёлых и озорных народных праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы – всегда радость. Люди забывали про холода, про тоску и печаль, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины. Они радовались от души скромному приходу весны и в последний день зимы сжигали чучело Масленицы.
- Что такое имя существительное? (на доску вывешиваю карточки)

Имя существительное

2.    – Прочитайте стихотворение.

Здр…ствуй, Масленица г…довая,
Наша гостьюшка д…рогая!
Приезжай на к…нях вороных,
На сан…чках расп…сных.

- Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные.
- Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное

- Выпишите те прилагательные, в которых количество звуков и букв не совпадает (годовая, дорогая).
- Объясните значения следующих слов:

синонимы
антонимы
омонимы

- Напишите слова, противоположные по значению:

весёлый
сытый
мокрый
солнечный

3.    – Ребята, а что на Масленицу делают? Напишите глаголы.
- Что такое глагол?

Глагол

- Прочитайте поговорку:

Ох, Масленица – белошейка, тебя встретим хорошенько!
- Как понимаете эту поговорку? Что значит «встретим хорошенько»?

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
- Назовите известные вам части речи, которые встретились в этой поговорке.
- Что такое местоимение? (Часть речи, указывающая на предметы или признаки предметов, не называя их, и замещающая в речи имя существительное, имя прилагательное или имя числительное.)

Местоимение

- Что такое наречие? (неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, другого признака или признак предмета)

Наречие

III.    Работа над новой темой.

Работа с учебником (с. 55). Рубрика «Давай подумаем».
- Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия. Работаем в тетрадях и у доски (5 человек выписывают слова под соответствующую карточку)
- Какие слова не выписали? (девять, второй, шесть) Почему?

Имя числительное

- Прочитайте правило в рубрике «Тайны языка».
- Что такое имя числительное?
- Что называет имя числительное? (количество предметов или порядок предметов при счёте)
- На какие 2 группы делятся числительные? (количественные и порядковые)
- Что называем количественными числительными? (называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)
- Какие числительные называем порядковыми? (называют порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

IV.    Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?
- Какие это числительные? (количественные)
- Почему?

V.    Работа в тетради.

Упр. 1.
- Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные.
Упр.2.
- Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопросы. Какие это числительные?



Неделя
Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
(В. Степанов)

VI.    Рубрика «Путешествие в прошлое»

- Мы сегодня много говорили о Масленице. Каждый день масленичной недели имеет своё название.

    Понедельник
«Встреча Масленицы»        Вторник
«Заигрыши»   
Среда
«Лакомка»        Четверг
«Разгуляй – четверг»        Пятница
«Тёщины вечёрки»
    Суббота
«Золовкины посиделки»        Воскресенье
«Прощёный день»   

- Объясните значение слова «тёща» (мать жены)
- «Золовка» (сестра мужа)
- Как вы думаете, почему так называются дни недели?

Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.

Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости, и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки…

Третий день Масленицы, среда — лакомка. В этот день зятья к тёщам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьёв немного — в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха — денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»

Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день — широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

Пятый день Масленицы называется выразительно — тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами угощает.

Шестой день этой разгульной недели — золовкины посиделки (золовка — сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы — и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день — прощёное воскресенье, проводы, целовальник. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры — лёд растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят. Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». — «И ты меня прости». — «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Прощёное воскресенье — это ещё и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.

- Назовите числительные, которые мы использовали, когда считали дни масленичной недели (первый, второй, третий…)
- Какие это числительные?

VII.    Итог урока.

- Итак, с какой частью речи познакомились?
- Какие бывают числительные?
- Как отличить порядковые числительные от количественных?
- Понравился урок?
- Что особенно запомнилось?


Категория: Методическая копилка | Добавил: И_Терёхина (17.10.2009)
Просмотров: 4249
Считаем деньки!
Осталось...
Полезный совет
Приглашаю в группу
Участие школьников в конкурсах, олимпиадах, викторинах
Мои публикации
Мои публикации Каталог образовательных сайтов
Новое на сайте

Статьи:

[16.06.2020][Мероприятия]
Международный конкурс на лучший персональный сайт педагога (0)
[16.06.2020][Советы]
Развиваем эмоциональный интеллект (0)

Фотографии:

Наша кнопочка


Прогноз погоды
Календарь

Сегодня:
Праздники России
Поздравляем!
ИНТЕРНЕТУРОК
InternetUrok.ru
Сайты для учителей
Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста 3500 разработок для учителя Методсовет Для детей и их родителей

Все для оформления школы Prezentacii.com - презентации на любые темы!

Copyright Ashki.net.ru © 2020
Сайт управляется системой uCoz